Социальный заказ и качество обучения

Дата: 03 Ноя 2011 · Рубрики: Учитель · Метки: , ,

спасибо за оценкиЗаранее прошу простить, если статья окажется излишне эмоциональной. На то есть веские психологические причины.

Сама же суть вопроса и тема моего монолога состоит в дилемме «по какому принципу выставлять детям текущие и четвертные оценки?» Это именно дилемма для меня, поскольку не предполагает «золотой середины». Итак, какие же у этой палки два конца?

Один конец называется «кривая». Это изобретение американской системы образования, основные принципы которого – обучение должно проходить легко, весело, без интеллектуального напряжения. Дети должны получать только положительные оценки, иначе им не будет легко и весело, мотивация снизится. Для этого результаты каждой работы завышаются на сколько-то баллов, чтобы хватило на положительную оценку. В Штатах 100-балльная система, так что приписанные баллы можно в каждом случае изобразить для группы/класса графически в виде некой кривой в стандартной двухмерной системе координат. К чему это привело за океаном ясно видно из откровенной речи Обамы о положении дел в его стране и необходимости реформ в сфере образования, а также из более ранних выступлений Билла Гейтса.

Наши дети очень умные и, когда им это выгодно, очень наблюдательные. Они моментально понимают, что проходную тройку им поставят в любом случае, даже если совсем ничего не делать. А если пошевелиться и показать достойные результаты на физкультуре, музыке и русском языке (или другом базовом предмете), то можно подключить родителей, а позже и самому надавливать на учителей-предметников и классного руководителя, чтобы стать ударником. И это им удается, если учителя озабочены в первую очередь демонстрацией качества обучения и «сохранением мотивации учащихся».

Другой же конец никак не называется и состоит в максимально правдивом выставлении оценок. Если следовать такому пути полностью, то в школе останутся лишь единицы без двойки в текущих оценках за игнорирование домашнего задания . Именно они наверняка станут отличниками по результатам четверти и года. Многие после одного раза опомнятся и могут выправиться в ударники. Но большинство, боюсь, останется на уровне тройки. А часть даже будет закоренелыми двоечниками.

Понятно, что у детей, к интеллектуальному труду не приученных, такое положение вещей напрочь отобьет охоту даже заходить в школу. А учителя из блестящих отличников образования превратятся в обычных тружеников со своими ежедневными взлетами и падениями. Администрация школы, увы, тоже перестанет сиять, как прежде. Да и в районе показатели ухудшатся. Так что вполне логично, что второй конец палки очень больно бьет учителей руками чиновников всех уровней.

Но у меня теперь вопрос к вам всем, дорогие родители. Как вы думаете, кого бьет или вскоре будет бить ее первый конец? И если уж говорить о социальном заказе, то какого пути вы рекомендуете мне придерживаться?

Оценки

Продолжим чтение:

Обсуждение

  1. Дмитрий Александрович Винокуров пишет:

    Здесь никакой дилеммы нет. Сами же пишете “Наши дети очень умные” – если умные, значит – отличники. Если неумные (глупые) – значит двоечники. Но понятно, что вы используете здесь это слово в другом значении – видимо сказывается двойственность понимания intelligent / smart? Критерий для выставления оценок один – уровень усвоения учебной программы. На выходе – well-educated man. Другое дело что мы не можем в полной мере соответствовать этому критерию, т.к. “проходную тройку им поставят в любом случае, даже если совсем ничего не делать”.

    • Алла пишет:

      Что-то я не поняла назначения Вашей софистики, Дмитрий Александрович. Ваши собственные выкладки на обоих языках подтверждают наличие дилеммы. Так где же выход?

      • Александр пишет:

        Алла, Вам Винокуров пишет, что единственным критерием оценки является усвоение учебной программы. Это Вам к диалогу о рабстве учителей. Напишет Вам программу мадам Путина или мадам Трататуйкина и Вы обязаны следовать этой линии партии и правительства. И колебаться с этой линией, причем синхронно. Грубо говоря – подмахивать. Смиритесь, как смирился Винокуров, ставьте тройки. Будет указание превратить выпускников в медалистов, да запросто. Или борьба, покой Вам только снится.

    • Алла пишет:

      И еще я не согласна, что умные – обязательно отличники, а неумные двоечники. Звучит так же, как если бы Вы сказали, что хороший вор (много награбил и не пойман) – это великий ученый.

  2. Алла пишет:

    Быть отличником в современной школе означает иметь высокий уровень самоорганизации и самосознания, либо иметь рядом кого-то, кто обеспечит нужный уровень организации извне.

  3. Гузель пишет:

    А нужно ли так загружать наших детей. Эти новые сложные программы. Зачем? Все мы прекрасно знаем, что 2/3 (если не больше)школьных знаний, в жизни не потребуются. (может я не совсем по теме статьи, просто хотела высказать свое мнение).

    • Алла пишет:

      Гузель, вся сложность новых программ заключается либо в их методической несостоятельности, либо в несоответствии уровню психологического развития детей, к которым их применяют.
      Если детей не “загружать”, т. е. не приучать их к систематическому умственному напряжению (не чрезмерному, конечно), они никогда не станут взрослыми.

      • Александр пишет:

        Современные “дети” остаются детьми до 50 лет и старше. В основном. Жалейте их материнской любовью и пожинайте плоды в виде последующих побоев, лишения жилплощади, пенсии и подобных шалостей детишек. Это относится не только к процессу и сущности обучения. Воспитательная функция педагогов и матерей заключается не в жалости и продлении детства для акселератов формой и убогостью в мозгах. Впрочем существует мудрость народа. “Что посеешь, то и пожнешь”.

        • Алла пишет:

          Вспомнился шикарный анекдот.
          Полный автобус или метро. Сидят рядом мама с ребенком. Ребенок болтает ногами, пачкая рядом стоящих, и очень громко болтает. На просьбу повлиять на сына его мать отвечает, что в ее системе воспитания нет места одергиваниям и замечаниям. Ребенок должен расти свободным. Тут рядом стоявший молодой человек вынимает изо рта жвачку и клеит этой маме на лоб со словами: “Мне замечаний тоже не делали”.

  4. Алла пишет:

    Наткнулась на публикацию в тему.
    Открытое письмо Путину
    Само письмо на “Завуч.инфо” (_www.zavuch.info) больше недоступно

  5. Алла пишет:

    Один ответ на мой вопрос нашелся, хоть адресован не лично мне.
    “русичка
    31.05.2012 0:17
    По каналу “культура” показали цикл фильмов “Ищу учителя”, о новаторских школах, в которых не относятся к школьникам, как к лентяям, заставляют учиться по интенсивным методикам. Многие школы – закрытого типа, дети встают в 6 часов, зарадка, уборка, завтрак,6 часов занятий. Для них сдать экзамен ничего не стоит- труда не боятся, а в обычных школах – нельзя даже мыть доску, экзамены – стрессы, получаем на выходе – не способных ни к чему, ни к армии, ни к работе.Экзамены надо вернуть в школу, начиная с 5 класса, сдавать каждый год, тогда как итог – допустимо ЕГЭ.Главное,что бы учителя ставили двойки заслужено и их за это не “лохматили” методисты из РОНО.На второй год не оставляют, двойки не ставят, на выходе – недотепа, который может только списывать. Ученик должен уважать себя, быть самодостаточным человеком,не унижаться до списывания – такая зарубка должна быть на “носу”.Это лучше, чем детей превращать в зеков.”
    (_http://www.stoletie.ru/tekuschiiy_moment/zapustili_kak_zekov_pod_konvojem_389.htm)

  6. Сегодня школа, благодаря “мудрому” руководству, готовит малообразованных потребителей, которые не в состоянии понять, какой бред обрушивает на их голову реклама. Продавцам не нужны люди, которые разбираются в составе продуктов, которые едят и не способные понять, в какую кабалу их втягивают банки. Какая цель, такие и средства.

  7. Александр пишет:

    Вот Вам и производство “винтиков”. Винтики учителя производят винтики учеников. Руководит процессом производства винтиков – винтик чиновник, являющийся винтиком в системе государства. Генетическая истина, от слона и крокодила мыши не рождаются. Винтик порождают винтики. Куда не плюнь, везде политика.

  8. cocktail пишет:

    Круто. Добавлю блог в избранное и друзьям посоветую. Ждите новых читателей :)

  9. Sona пишет:

    я бы кое-что добавила, но по сути сказано все

Оставить комментарий